
ЧТО ТАКОЕ RED FOX ADVENTURE RACE? ДНЕВНИК ГОНКИ


В июне состоялось главное мультиспортивное событие этого года — гонка Red Fox Adventure Race 2019. Для меня это была невероятная неделя. Эмоции от происходящего накладывались на впечатления от нереальной красоты Карелии, и всё это буквально взрывало мой мозг.
В этой статье я расскажу, как гонка выглядит изнутри: про жизнь в лагере; о людях, организующих этот праздник; про работу фотографов и волонтёров. И, конечно же, про участников самой экстремальной гонки России. Это мои наблюдения о происходящем, диалоги с организаторами, спортсменами и другими действующими лицами гонки.
Материал получился объёмным, и это неудивительно. Знаете, говорят: «Лето — это маленькая жизнь», так вот Red Fox Adventure Race — большое событие внутри этой маленькой жизни. Поэтому рассказать о нём коротко ну просто невозможно. Делить на части свой рассказ мне не захотелось, поэтому налейте себе чаю и запаситесь печеньками. :)
Мне будет радостно, если, прочитав эту статью, вы захотите подать заявку на Red Fox Adventure Race-2020 в качестве участника или волонтёра.
Подготовка лагеря
Назову его нулевым днём, потому что мы приехали 7 числа, а гонка проходила с 8 по 12 июня.
К полудню мы были уже на месте. Погода стояла прекрасная, как, впрочем, и во все дни соревнований.
В этой статье я расскажу, как гонка выглядит изнутри: про жизнь в лагере; о людях, организующих этот праздник; про работу фотографов и волонтёров. И, конечно же, про участников самой экстремальной гонки России. Это мои наблюдения о происходящем, диалоги с организаторами, спортсменами и другими действующими лицами гонки.
Материал получился объёмным, и это неудивительно. Знаете, говорят: «Лето — это маленькая жизнь», так вот Red Fox Adventure Race — большое событие внутри этой маленькой жизни. Поэтому рассказать о нём коротко ну просто невозможно. Делить на части свой рассказ мне не захотелось, поэтому налейте себе чаю и запаситесь печеньками. :)
Мне будет радостно, если, прочитав эту статью, вы захотите подать заявку на Red Fox Adventure Race-2020 в качестве участника или волонтёра.
- ДЕНЬ ЗАЕЗДА
- Подготовка лагеря. - ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
- Открытие лагеря. Заезд участников. - ДЕНЬ ВТОРОЙ
- Регистрация. Проверка снаряжения. Брифинг. - ДЕНЬ ТРЕТИЙ
- Старт. Выезд на КП. Первые инсайты. - ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ
- Награждение класса Short. Остров Кильпола. Последний вечер гонки. - ДЕНЬ ПЯТЫЙ
- Награждение класса Long и закрытие гонки. Кто нас кормил. О работе фотографов и коменданта лагеря. Откровения участников.
ДЕНЬ ЗАЕЗДА
Подготовка лагеря
Назову его нулевым днём, потому что мы приехали 7 числа, а гонка проходила с 8 по 12 июня.
К полудню мы были уже на месте. Погода стояла прекрасная, как, впрочем, и во все дни соревнований.

Полевой лагерь и центр соревнований располагался на территории базы отдыха «Канапелька». Хозяин Сергей Владимирович всячески помогал разбить наш лесной городок. Сергей Владимирович, если Вы это читаете, большое Вам спасибо за гостеприимство!
Начались первые приготовления: ребята-волонтёры устанавливали палатки под кухню, склад и другие технические помещения; бренд-менеджеры занялись выездным магазином Red Fox; девочки из секретариата подготавливали стартовые пакеты для участников. Каждый был при деле.
Начались первые приготовления: ребята-волонтёры устанавливали палатки под кухню, склад и другие технические помещения; бренд-менеджеры занялись выездным магазином Red Fox; девочки из секретариата подготавливали стартовые пакеты для участников. Каждый был при деле.



Вечером, когда вся работа была сделана, пришло время отдыха. Закат в тот день был невероятной красоты.


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Открытие лагеря. Заезд участников.
8 июня лагерь официально открылся, потихоньку начали приезжать участники. Кто-то на время проживания в лагере снимал домики, кто-то ставил палатки. Обстановка была спокойной, шли последние приготовления: установили сцену, заработал магазин, волонтёры разметили транзитные зоны.

В течение дня участников становилось всё больше, и мне очень хотелось с ними пообщаться. Одними из первых оказались призёры прошлого года: Тарас Кащук и Ольга Игнатьева из Московской области. Они приезжают на гонку уже 3-й раз, в прошлом году заняли второе место.
Почему вы приезжаете на эту гонку из года в год?
Это приключение. Каждый год на гонке думаешь: «Зачем нужны все эти страдания? Ради чего?». Финишируешь — нереальные эмоции. Думаешь: «Чёрт возьми, надо повторить и улучшить». Это действительно один из лучших стартов в сезоне по приключенческим гонкам.
Почему вы приезжаете на эту гонку из года в год?
Это приключение. Каждый год на гонке думаешь: «Зачем нужны все эти страдания? Ради чего?». Финишируешь — нереальные эмоции. Думаешь: «Чёрт возьми, надо повторить и улучшить». Это действительно один из лучших стартов в сезоне по приключенческим гонкам.

Ближе к вечеру база заметно оживилась. У меня было ощущение, что я попала в спортивный лагерь, а участники гонки — друзья, которые не виделись друг с другом целый год. Все улыбались, общались, купались. Было весело и как-то очень душевно.

ДЕНЬ ВТОРОЙ
Регистрация. Проверка снаряжения. Брифинг.
С утра 9 июня началась регистрация. Прежде чем получить стартовый пакет с картами, участники обязательно проходили проверку снаряжения. Ответственным за снаряжение команд был мастер спорта по альпинизму Евгений Мурин, который не раз участвовал в Red Fox Adventure Race.


В этом году на RFAR приехал давний участник гонки Игорь Клепча. У Игоря был большой перерыв в мультиспорте, три-четыре года он не заявлялся на приключенческие гонки. Напарница Игоря Настя Галетарова — серьёзная ориентировщица, трейлраннер.
Почему тебя так давно не было видно на RFAR?
Жизнь немножко поменялась. Мы переехали за город в свой дом, начали заниматься фермерством. Я почувствовал усталость от гонок, начались проблемы со спиной. Решил я, в общем, завязать с этим делом, поднадоело.
А почему тогда решил опять участвовать? Соскучился по острым ощущениям?
Опять же, жизнь меняется. Я не могу заниматься чем-то одним. Сначала я увлекался горным туризмом, потом альпинизмом, скалолазанием, ориентированием, мультиспортом, — он больше всего понравился, потому что тут все вместе. Ну и после мультигонок настал период фермерской жизни. (Улыбается.)
Сейчас захотелось разнообразия. Периодически смотрел новости друзей: где они бегают, и года два-три никаких эмоций не было, совсем не хотелось. А вот в том году прошла RFAR, я посмотрел фото, почитал новости, и что-то внутри зашевелилось.
Почему тебя так давно не было видно на RFAR?
Жизнь немножко поменялась. Мы переехали за город в свой дом, начали заниматься фермерством. Я почувствовал усталость от гонок, начались проблемы со спиной. Решил я, в общем, завязать с этим делом, поднадоело.
А почему тогда решил опять участвовать? Соскучился по острым ощущениям?
Опять же, жизнь меняется. Я не могу заниматься чем-то одним. Сначала я увлекался горным туризмом, потом альпинизмом, скалолазанием, ориентированием, мультиспортом, — он больше всего понравился, потому что тут все вместе. Ну и после мультигонок настал период фермерской жизни. (Улыбается.)
Сейчас захотелось разнообразия. Периодически смотрел новости друзей: где они бегают, и года два-три никаких эмоций не было, совсем не хотелось. А вот в том году прошла RFAR, я посмотрел фото, почитал новости, и что-то внутри зашевелилось.

Тяжело было приходить в форму?
Всё это время в моей жизни вообще не было спорта, так что пришлось достать велосипед из чулана и начать потихоньку готовиться. После прошлогодней гонки я начал в спокойном режиме бегать, участвовать в соревнованиях по ориентированию. Так я пробежал одну мультигонку. Сложно было, но справился.
Потом я получил травму позвоночника (компрессионный перелом позвонка) и подумал: «Всё, накрылся мой Red Fox».
Давно это было?
Осенью.
Сначала я просто лежал, нельзя было сидеть. Через три месяца начал восстанавливаться, в бассейн ходить. Потом начал бегать, когда снег ещё лежал. Ну как бегать, — ходить пешком в валенках. (Улыбается.) Когда снег сошёл, начал потихоньку бегать по-настоящему. В какой-то момент понял, что всё-таки смогу к RFAR восстановиться. И вот, получилось.
Какие ожидания на этот год?
Раньше, когда мы участвовали, задача была победить. А сейчас, скорее, получить удовольствие, вспомнить, как это было. Мои ожидания: попасть в пятёрку. Если попадём в пятёрку, я буду считать, что задачу мы свою выполнили.
Только представьте мое удивление и восторг, когда я узнала, что ребята выиграли в своём классе! Очень за них радовалась. Вот оно — настоящее проявление силы, стойкости и воли к победе. Несмотря на трудности, они взяли своё. В такие моменты думаешь: «Сколько же в людях внутренней силы. Главное, поставить цель и верить, что всё получится».
Всё это время в моей жизни вообще не было спорта, так что пришлось достать велосипед из чулана и начать потихоньку готовиться. После прошлогодней гонки я начал в спокойном режиме бегать, участвовать в соревнованиях по ориентированию. Так я пробежал одну мультигонку. Сложно было, но справился.
Потом я получил травму позвоночника (компрессионный перелом позвонка) и подумал: «Всё, накрылся мой Red Fox».
Давно это было?
Осенью.
Сначала я просто лежал, нельзя было сидеть. Через три месяца начал восстанавливаться, в бассейн ходить. Потом начал бегать, когда снег ещё лежал. Ну как бегать, — ходить пешком в валенках. (Улыбается.) Когда снег сошёл, начал потихоньку бегать по-настоящему. В какой-то момент понял, что всё-таки смогу к RFAR восстановиться. И вот, получилось.
Какие ожидания на этот год?
Раньше, когда мы участвовали, задача была победить. А сейчас, скорее, получить удовольствие, вспомнить, как это было. Мои ожидания: попасть в пятёрку. Если попадём в пятёрку, я буду считать, что задачу мы свою выполнили.
Только представьте мое удивление и восторг, когда я узнала, что ребята выиграли в своём классе! Очень за них радовалась. Вот оно — настоящее проявление силы, стойкости и воли к победе. Несмотря на трудности, они взяли своё. В такие моменты думаешь: «Сколько же в людях внутренней силы. Главное, поставить цель и верить, что всё получится».

Я уже сказала, что участники получали в этот день стартовые пакеты. Как только они проходили регистрацию, сразу садились за изучение карт. Каждая команда намечала план, разрабатывала стратегию.

В этот день у меня получилось пообщаться с Дмитрием Булавиновым — главным по волонтёрам с 2012 года. На гонке мы его прозвали «супердед», потому что 11 июня Дмитрий стал дедушкой.

Расскажите про работу в транзитных зонах. Какие бывают сложности?
В транзитной зоне нужно всё организовать: поставить флаг, КП; сделать разметку, если нужно. Потом сутки или двое по очереди не спать.
Сложность в том, что какой-то процент участников не доходит до ТЗ. Допустим, они оставили у нас велосипеды, пошли на пеший этап, там сильно устали и решили поехать в лагерь. А велики их остаются, и надо с ними что-то делать. Это большая проблема.
Бывает, ко второй части гонки участники сильно растягиваются: отстающие команды приходят поздно. Непонятно, когда их ждать и когда всё закончится.
Есть ли в этом году среди волонтёров новые ребята?
Процентов 20 новеньких. Остальные ребята приезжают уже не первый раз, им это нравится, и мы приглашаем их снова.
Как вы ищете волонтеров?
Я делаю группу во «ВКонтакте», приглашаю туда всех с прошлого года. По большей части это сарафанное радио.
То есть все желающие могут вам написать и присоединиться к команде волонтёров?
Да, конечно, без проблем.
В транзитной зоне нужно всё организовать: поставить флаг, КП; сделать разметку, если нужно. Потом сутки или двое по очереди не спать.
Сложность в том, что какой-то процент участников не доходит до ТЗ. Допустим, они оставили у нас велосипеды, пошли на пеший этап, там сильно устали и решили поехать в лагерь. А велики их остаются, и надо с ними что-то делать. Это большая проблема.
Бывает, ко второй части гонки участники сильно растягиваются: отстающие команды приходят поздно. Непонятно, когда их ждать и когда всё закончится.
Есть ли в этом году среди волонтёров новые ребята?
Процентов 20 новеньких. Остальные ребята приезжают уже не первый раз, им это нравится, и мы приглашаем их снова.
Как вы ищете волонтеров?
Я делаю группу во «ВКонтакте», приглашаю туда всех с прошлого года. По большей части это сарафанное радио.
То есть все желающие могут вам написать и присоединиться к команде волонтёров?
Да, конечно, без проблем.

Если вы хотите стать волонтёром в следующем году, пишите Дмитрию, и он вам всё подробно расскажет.
Вечером прошёл брифинг, на котором спортсмены задавали вопросы главному судье и дизайнеру гонки Виталию Чегаровскому.
Вечером прошёл брифинг, на котором спортсмены задавали вопросы главному судье и дизайнеру гонки Виталию Чегаровскому.

В лагере стало тихо, ведь на утро случится то, ради чего все приехали — долгожданный старт RFAR 2019. Всем спортсменам нужно как следует отдохнуть и выспаться.
Старт. Выезд на КП. Первые инсайты.
Утром 10 июня состоялась торжественная церемония открытия. Организаторы Red Fox Adventure Race выступили с приветственным словом, пожелали участникам удачи в поисках настоящих приключений и отправили всех на старт.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Старт. Выезд на КП. Первые инсайты.
Утром 10 июня состоялась торжественная церемония открытия. Организаторы Red Fox Adventure Race выступили с приветственным словом, пожелали участникам удачи в поисках настоящих приключений и отправили всех на старт.

Берег Ладоги постепенно заполнялся зрителями. Команды загружались в байдарки и спускались на воду.
В этом году старт был общий. 436 участников: 104 команды класса Long и 69 команд класса Short выстроились на воде в линию. Картинка была очень красочной, а ощущения — как за пару минут до Нового года в детстве.
В этом году старт был общий. 436 участников: 104 команды класса Long и 69 команд класса Short выстроились на воде в линию. Картинка была очень красочной, а ощущения — как за пару минут до Нового года в детстве.

Заветные «Файв, фо, фри, ту, ван, го!» Виталия Львовича — и сотни разноцветных стрел устремились вперёд. Я заняла удобное место на пирсе в первых рядах, поэтому смогла сполна ощутить этот поток энергии от проплывающих мимо байдарок. Не могу подобрать нужных слов. Думаю, самое подходящее: это было мощно!

Почти сразу после старта Саша (зампредседателя оргкомитета) повёз нас на КП, где участники сплавлялись на надувных матрасах. По пути он рассказывал про свой опыт участия в RFAR, про старших братьев Лёшу и Борю, которые учили его ходить на байдарке с детства (это те самые братья, которые на старте обогнали всех), про ориентирование и скалолазание.

Приехали, а там так весело. Участники с криками «Юхуу!» седлают свои матрасы и несутся по реке.
Чтобы отметиться на КП, необходимо было резко повернуть направо, а в условиях сильного течения сделать это весьма затруднительно. Кто-то пытался удержаться на матрасах и доплыть, а кто-то брал свои плавсредства под мышку и переходил реку вброд. Было очень драйвово!
Чтобы отметиться на КП, необходимо было резко повернуть направо, а в условиях сильного течения сделать это весьма затруднительно. Кто-то пытался удержаться на матрасах и доплыть, а кто-то брал свои плавсредства под мышку и переходил реку вброд. Было очень драйвово!

Под шум бурлящей реки я пообщалась с Ольгой Геннадьевной Мороз. Ольга Геннадьевна — директор гонки RFAR, благодаря ей — весь этот праздник.
Расскажите про самую первую гонку Red Fox Adventure Race: как родилась идея?
Мы дружили с ориентировщицей Мариной Либо. Она участвовала в гонках в Эстонии и Литве. У Марины родилась идея организовать гонку здесь, в России, и она предложила нам это сделать. Тогда концепция Adventure Race была не известна совсем, о таком формате гонок вообще никто не знал, но мы поверили в эту идею, знали, что за этим есть будущее.
Первую гонку мы провели в Токсово в 2003 году. Это была небольшая однодневная гонка, в которой участвовали 35 команд-двоек. Мы собрали всех, кто занимался мультиспортом. Гонка всегда проводилась от имени компании Red Fox, но тогда люди не думали об этом, не ассоциировали мероприятие с брендом. Для них это были просто соревнования. Но благодаря этому многие узнали о бренде Red Fox. Если посмотреть на экипировку участников сейчас, то почти у каждого есть что-нибудь из нашей одежды. Шестнадцать лет назад такого не было.
В 2003 г. нашему сыну было 14 лет, сейчас в гонке участвуют его друзья. Получается, что гонка вырастила поколение, появилась преемственность: в ней участвуют и те, кто бегал 16 лет назад, и те, кто тогда учился в школе. Red Fox Adventure Race стала знаковым мероприятием для людей, причастных к аутдорному спорту. Если вы занимаетесь каякингом, велосипедным спортом или ориентированием, то рано или поздно вы обязательно примете в ней участие.
Расскажите про самую первую гонку Red Fox Adventure Race: как родилась идея?
Мы дружили с ориентировщицей Мариной Либо. Она участвовала в гонках в Эстонии и Литве. У Марины родилась идея организовать гонку здесь, в России, и она предложила нам это сделать. Тогда концепция Adventure Race была не известна совсем, о таком формате гонок вообще никто не знал, но мы поверили в эту идею, знали, что за этим есть будущее.
Первую гонку мы провели в Токсово в 2003 году. Это была небольшая однодневная гонка, в которой участвовали 35 команд-двоек. Мы собрали всех, кто занимался мультиспортом. Гонка всегда проводилась от имени компании Red Fox, но тогда люди не думали об этом, не ассоциировали мероприятие с брендом. Для них это были просто соревнования. Но благодаря этому многие узнали о бренде Red Fox. Если посмотреть на экипировку участников сейчас, то почти у каждого есть что-нибудь из нашей одежды. Шестнадцать лет назад такого не было.
В 2003 г. нашему сыну было 14 лет, сейчас в гонке участвуют его друзья. Получается, что гонка вырастила поколение, появилась преемственность: в ней участвуют и те, кто бегал 16 лет назад, и те, кто тогда учился в школе. Red Fox Adventure Race стала знаковым мероприятием для людей, причастных к аутдорному спорту. Если вы занимаетесь каякингом, велосипедным спортом или ориентированием, то рано или поздно вы обязательно примете в ней участие.

Над гонкой работает большая команда. Как вы собрали всех этих людей вместе?
Потихоньку. Некоторые работают волонтерами с самой первой гонки.
Когда мы начали делать большую гонку лет 10 назад, поняли, что нам нужны руководители каждого подразделения: волонтеров, лагеря, самой дистанции. Эти люди не мультиспортсмены, но они любят природу, спорт и outdoor-активности.
Сначала это были наши сотрудники, потом мы начали думать: «А кого еще можно привлечь?». В основном мы приглашали людей, которые организовывали подобные мероприятия. Например, Денис Куприенко (президент Федерации спортивного ориентирования Санкт-Петербурга) с 2002 года организовывал соревнования по ориентированию «Три-о-тлон». К нам он пришел лет 5 назад, когда завершил работу над своей гонкой.
Как гонка вышла на мировую арену?
Мы подробно изучали правила европейских гонок. Мультиспортсмены делились с нами опытом участия в европейских соревнованиях и в мировых сериях. Пообщавшись с представителями европейской федерации мультиспорта AR Euroseries, мы поняли, что нам нужно сделать для проведения Чемпионата Европы, и постепенно начали работать над тем, чтобы Red Fox Adventure Race стала международной гонкой.
Мы начали налаживать инфраструктуру: души, туалеты — всего этого не было. Раньше участники приезжали на гонку, бегали и уезжали. Сейчас есть и пункты питания, и питьё — всё это забота об участниках.
Когда гонка достигла высокого организационного уровня, мы подали заявку на участие в Евросерии. Для иностранцев побывать в таких диких местах — редкая возможность. Им нравится, что мы прокладываем маршруты через глухие уголки, где практически нет местных жителей.
Потихоньку. Некоторые работают волонтерами с самой первой гонки.
Когда мы начали делать большую гонку лет 10 назад, поняли, что нам нужны руководители каждого подразделения: волонтеров, лагеря, самой дистанции. Эти люди не мультиспортсмены, но они любят природу, спорт и outdoor-активности.
Сначала это были наши сотрудники, потом мы начали думать: «А кого еще можно привлечь?». В основном мы приглашали людей, которые организовывали подобные мероприятия. Например, Денис Куприенко (президент Федерации спортивного ориентирования Санкт-Петербурга) с 2002 года организовывал соревнования по ориентированию «Три-о-тлон». К нам он пришел лет 5 назад, когда завершил работу над своей гонкой.
Как гонка вышла на мировую арену?
Мы подробно изучали правила европейских гонок. Мультиспортсмены делились с нами опытом участия в европейских соревнованиях и в мировых сериях. Пообщавшись с представителями европейской федерации мультиспорта AR Euroseries, мы поняли, что нам нужно сделать для проведения Чемпионата Европы, и постепенно начали работать над тем, чтобы Red Fox Adventure Race стала международной гонкой.
Мы начали налаживать инфраструктуру: души, туалеты — всего этого не было. Раньше участники приезжали на гонку, бегали и уезжали. Сейчас есть и пункты питания, и питьё — всё это забота об участниках.
Когда гонка достигла высокого организационного уровня, мы подали заявку на участие в Евросерии. Для иностранцев побывать в таких диких местах — редкая возможность. Им нравится, что мы прокладываем маршруты через глухие уголки, где практически нет местных жителей.

Последнее время гонка проходит в районах Карелии. Почему именно это место?
До этого гонки проходили в Сочи, в Хибинах, на Белом море. Но они были другие: не было 4-х этапов, маршруты пролегали через горы. Мы понимали, что для достижения европейского уровня нам нужны все четыре этапа: байдарка, велосипед, ориентирование, скалолазание.
Я родилась в Карелии, это моя родина. Мне нравится, что здесь белые ночи сочетаются с уникальной природой и дикими местами. Если проводить гонку где-то далеко, то спортсмены из Питера и Москвы могут не приехать, а процент активных участников из этих регионов очень большой. Москвичи обожают Карелию. Они радуются тому, что гонка проходит на Ладоге, потому что такой природы у них нет.
Ещё один важный критерий выбора места — это возможность обеспечить безопасность. Например, в Хибинах нет связи, и мы не сможем сделать GPS-трансляцию. Люди уйдут в горы, а мы не будем знать, где они находятся. Проведение подобных соревнований — большая ответственность: нужно знать район, территорию.
Мне кажется, у вас с Карелией уже есть ментальная связь.
Да, здесь родились моя бабушка, мама и я. Маршруты гонки проходят по родным местам. (Улыбается.)
Ольга Геннадьевна, продолжите фразу: «Red Fox Adventure Race прошла успешно, если…»
Если все достигли финиша и всё прошло без происшествий. Для меня это главное. И, конечно, приятно видеть довольные лица участников даже после 48 часов гонки. (Улыбается.)
На обратном пути в лагерь Саша завёз нас посмотреть на одну скалу, где две или три недели назад он участвовал в соревнованиях по скалолазанию. С какими горящими глазами он говорил о маршруте! Рассказывал про своего тренера по альпинизму, про сборы и первые вылазки на скалы.
До этого гонки проходили в Сочи, в Хибинах, на Белом море. Но они были другие: не было 4-х этапов, маршруты пролегали через горы. Мы понимали, что для достижения европейского уровня нам нужны все четыре этапа: байдарка, велосипед, ориентирование, скалолазание.
Я родилась в Карелии, это моя родина. Мне нравится, что здесь белые ночи сочетаются с уникальной природой и дикими местами. Если проводить гонку где-то далеко, то спортсмены из Питера и Москвы могут не приехать, а процент активных участников из этих регионов очень большой. Москвичи обожают Карелию. Они радуются тому, что гонка проходит на Ладоге, потому что такой природы у них нет.
Ещё один важный критерий выбора места — это возможность обеспечить безопасность. Например, в Хибинах нет связи, и мы не сможем сделать GPS-трансляцию. Люди уйдут в горы, а мы не будем знать, где они находятся. Проведение подобных соревнований — большая ответственность: нужно знать район, территорию.
Мне кажется, у вас с Карелией уже есть ментальная связь.
Да, здесь родились моя бабушка, мама и я. Маршруты гонки проходят по родным местам. (Улыбается.)
Ольга Геннадьевна, продолжите фразу: «Red Fox Adventure Race прошла успешно, если…»
Если все достигли финиша и всё прошло без происшествий. Для меня это главное. И, конечно, приятно видеть довольные лица участников даже после 48 часов гонки. (Улыбается.)
На обратном пути в лагерь Саша завёз нас посмотреть на одну скалу, где две или три недели назад он участвовал в соревнованиях по скалолазанию. С какими горящими глазами он говорил о маршруте! Рассказывал про своего тренера по альпинизму, про сборы и первые вылазки на скалы.

У вас может возникнуть вопрос: «Какое отношение это имеет к RFAR?». Но именно в тот день я поняла, что RFAR — это, прежде всего, люди. Люди, которые фанатеют от того, чем занимаются. Это их жизнь, их страсть, и они хотят делиться этим со своими единомышленниками. Думаю, именно поэтому сотни участников приезжают сюда из года в год: гонка сделана с душой.

Вечером участники заезжали в центр соревнований: отмечались на КП и подкреплялись вкуснейшей гречневой кашей с полевой кухни (проверила лично). Помню, я так удивилась, когда парень поставил кашу на руль велосипеда и укатил в закат. Хотя ничего удивительно нет, на гонке важна каждая минута.
Награждение класса Short. О. Кильпола. Первые финишеры класса Long. Последний вечер гонки.
Утро выдалось очень динамичным: участники класса Short приходили на финиш, делились своими эмоциями. Все грязные, потрёпанные, уставшие, но довольные! Результаты можно посмотреть на официальном сайте гонки.
В 14:00 состоялось торжественное награждение победителей и призёров. Кто-то из участников не смог дождаться начала церемонии и уснул рядышком с местом награждения. Парня можно понять — позади сутки насыщенной программы от Виталия Чегаровского.
ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ
Награждение класса Short. О. Кильпола. Первые финишеры класса Long. Последний вечер гонки.
Утро выдалось очень динамичным: участники класса Short приходили на финиш, делились своими эмоциями. Все грязные, потрёпанные, уставшие, но довольные! Результаты можно посмотреть на официальном сайте гонки.
В 14:00 состоялось торжественное награждение победителей и призёров. Кто-то из участников не смог дождаться начала церемонии и уснул рядышком с местом награждения. Парня можно понять — позади сутки насыщенной программы от Виталия Чегаровского.

Расскажу вам о Виталии Львовиче. Он держался как-то отстраненно ото всех и в то же время был в курсе всего происходящего. Всегда спокойный, местами резкий в высказываниях, с чувством юмора. Видно было, как он переживает за каждую команду, как искренне обнимает участников на финише, как от души жмёт руку призёрам во время награждения.

Кто, как не Виталий Чегаровский, понимает, что во время гонки происходит с участниками, ведь он на этих дистанциях провёл сотни часов. У джедаев есть мастер Йода, а у мультиспортсменов — Виталий Львович Чегаровский.

После награждения мы сразу же отправились на о. Кильпола, посмотреть, как там «лонги». Приехали на КП, где ребятам нужно было лезть по скале. Вид с неё нереальный. Сколько же красоты мультиспортсмены увидели за эти двое суток!
Пока мы себе на память делали красочные фотографии, мимо проходили участники. На вопрос: «Удалось ли как-то отдохнуть, поспать?», они отвечали: «Нет, после старта выспимся». Железные люди. У меня в голове до сих пор не укладывается, как так можно.
Потом мы сходили на троллей, посмотрели на КП с воды, полюбовались в очередной раз пейзажами и отправились в лагерь.
Пока мы себе на память делали красочные фотографии, мимо проходили участники. На вопрос: «Удалось ли как-то отдохнуть, поспать?», они отвечали: «Нет, после старта выспимся». Железные люди. У меня в голове до сих пор не укладывается, как так можно.
Потом мы сходили на троллей, посмотрели на КП с воды, полюбовались в очередной раз пейзажами и отправились в лагерь.

Около 10 часов вечера на финиш приехала первая четвёрка класса Long. Команда TRITON-POWERUP Adventure Team во главе с Ильей Строгоновым прошла дистанцию за 34 часа, собрав при этом все запланированные КП! Просто невероятно. Несмотря на тяжёлые 1,5 суток, капитан команды на мой вопрос «Как вы приехали так рано?», отшутился: «К вечеру в баньку хотели успеть».

В этот день случился один из самых душевных вечеров. Игорь Клепча (победитель Short МЖ) вынес из палатки свою гармошку, откуда-то появилась гитара, и собравшиеся у костра организаторы и волонтёры пели песни, шутили, общались. Все мы были как одна семья. С теплом буду вспоминать этот вечер — заключительный вечер RFAR 2019.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ
Награждение класса Long и закрытие гонки. Кто нас кормил. О работе фотографов и коменданта лагеря. Откровения участников.
Всю ночь и утро на финиш приходили команды класса Long. Пока жители лагеря отдыхали в своих уютных спальниках, ребята с электронной отметки встречали финишеров. С самого начала гонки они держали свой пост днём и ночью, днём и ночью ― сотое КП стало для них домом на двое суток.

Юрий (главный по электронным отметкам) работает инструктором-методистом в спортивной школе ориентирования. Могу предположить, что Вова и Денис так или иначе тоже связаны с ориентированием. Опять же, RFAR — это люди, которые любят своё дело.
Днём состоялась церемония награждения класса Long и торжественное закрытие RFAR 2019. Счастливые лица людей, танцы Виталия Львовича, трогательная речь организаторов, — гонка прошла на 5+.
Днём состоялась церемония награждения класса Long и торжественное закрытие RFAR 2019. Счастливые лица людей, танцы Виталия Львовича, трогательная речь организаторов, — гонка прошла на 5+.

Потом настало время обеда. Самое время рассказать о Нине Алексеевне Свидерской и её бригаде помощников. Совместными усилиями они организовали целый полевой ресторан.
Нина Алексеевна работает в компании Red Fox директором по развитию розничной сети. За время существования Red Fox Adventure Race она отсутствовала на гонке 2 раза. Вы только присмотритесь к её жилету: с 2010 года Нина Алексеевна коллекционирует шевроны с «гоночных» курток. Круто же!
Нина Алексеевна работает в компании Red Fox директором по развитию розничной сети. За время существования Red Fox Adventure Race она отсутствовала на гонке 2 раза. Вы только присмотритесь к её жилету: с 2010 года Нина Алексеевна коллекционирует шевроны с «гоночных» курток. Круто же!

Меню было разнообразное, все остались довольны: и мясоеды и вегетарианцы. Вкусная и полезная еда, приготовленная на костре, — залог отличного настроения и самочувствия!
В этом году всем было велено привезти свою посуду, чтобы не использовать пластиковую. Природу нужно беречь.
До отъезда оставалось часа 4, я решила не терять времени впустую и пообщаться с теми, кто остался в лагере. И тут я наконец-таки добралась до фотографов. На протяжении всей гонки мне было интересно, каково это — быть фотографом на RFAR.
Фоторепортёрами гонки в этом году стали Сергей Александров, Роман Барабонов, Леонид Жуков и Андрей Чепакин. В беседе за кофейком ребята поделились своими впечатлениями о прошедшей гонке.
В этом году всем было велено привезти свою посуду, чтобы не использовать пластиковую. Природу нужно беречь.
До отъезда оставалось часа 4, я решила не терять времени впустую и пообщаться с теми, кто остался в лагере. И тут я наконец-таки добралась до фотографов. На протяжении всей гонки мне было интересно, каково это — быть фотографом на RFAR.
Фоторепортёрами гонки в этом году стали Сергей Александров, Роман Барабонов, Леонид Жуков и Андрей Чепакин. В беседе за кофейком ребята поделились своими впечатлениями о прошедшей гонке.

Расскажите про свою работу на RFAR? Сложно ли быть фотографом на приключенческой гонке?
Л. В этом году я больше на острове сидел и снимал локально. Основная сложность: не знаешь, кто и когда придёт на локацию, надо как-то прогнозировать ситуацию. Например, пришла одна команда, нужно прикинуть в какое время она окажется на другом крае острова, чтобы можно было поснимать час на скале, успеть на катере пройти до троллея и сделать пару кадров там.
Л. В этом году я больше на острове сидел и снимал локально. Основная сложность: не знаешь, кто и когда придёт на локацию, надо как-то прогнозировать ситуацию. Например, пришла одна команда, нужно прикинуть в какое время она окажется на другом крае острова, чтобы можно было поснимать час на скале, успеть на катере пройти до троллея и сделать пару кадров там.

*Здесь Сергей пошутил о том, как приходится одной рукой висеть на скале, а другой — снимать. Лёня добавил, что еще нужно подтянуться и поменять объектив, но потом признался, что на самом деле, в этом году скала была довольно комфортная. Иногда ему приходилось спускаться по верёвке на середину скалы, чтобы сделать там несколько кадров, но технических сложностей не было.

С. У меня вчера был эпичный потоп, как в «Терминаторе».
Я упал в болото. Хотел опереться на что-нибудь рукой, но и она начала тонуть, так что я даже успел хлебнуть воды. (Смеётся.) Одни пальцы с фотоаппаратом остались наверху. Классно было, участники оценили и даже мне попозировали.
А. Сегодня у Серёги родилась великая фотография. Он снял ценой фотоаппарата такой кадр: одни брызги, велосипед, и резким — только лицо гонщика. Такие кадры рождаются раз в десять лет.
Я упал в болото. Хотел опереться на что-нибудь рукой, но и она начала тонуть, так что я даже успел хлебнуть воды. (Смеётся.) Одни пальцы с фотоаппаратом остались наверху. Классно было, участники оценили и даже мне попозировали.
А. Сегодня у Серёги родилась великая фотография. Он снял ценой фотоаппарата такой кадр: одни брызги, велосипед, и резким — только лицо гонщика. Такие кадры рождаются раз в десять лет.

И в этот момент Серёга снят.

Я общалась с одним из участников, он сказал, что в этом году гонка прошла без дождей, тропы были сухие. И фотографы, окружив единственную лужу, ждали, когда все будут проезжать по ней на велосипедах.
А. Если бы на эту лужу пришёл четвёртый фотограф, он был бы найден мёртвым в кустах. (Все смеются.) Лужа была приватизирована и обнесена красной лентой. Поэтому да, лужу мы отработали на 200%.
А. Если бы на эту лужу пришёл четвёртый фотограф, он был бы найден мёртвым в кустах. (Все смеются.) Лужа была приватизирована и обнесена красной лентой. Поэтому да, лужу мы отработали на 200%.

Вы одни из тех людей, плюс ещё волонтеры в транзитных зонах, кто видит участников в процессе. Интересно, как они себя ведут, особенно на вторые сутки. Наверняка они в легком неадеквате?
Это ещё мягко сказано. (Все вместе.)
С. Вчера был такой “кадр” вообще: парень стоит выше колена в болоте, байдарку держит. Кто-то из его сокомандников тормозит, а он таким спокойным, равномерным голосом рассказывает о дуализме, о том, что можно есть или не есть. Ему уже все равно, он в космосе. (Все смеются.)
У Ромы была история с девушкой, которая устроила истерику. (Смеется.)
Р. Да, выходит она с командой с очередного КП с байдаркой на голове и говорит: «Ну, организаторы, ну что они делают. Тут же девушки участвуют, почему мы должны таскать байдарки!». А сама идёт и мне улыбается. Я ей говорю: «О, ты еще можешь улыбаться!» А она говорит: «Нет, я не могу улыбаться».
Тем не менее, она, возмущаясь, без остановки идёт и тащит эту байдарку.
Это ещё мягко сказано. (Все вместе.)
С. Вчера был такой “кадр” вообще: парень стоит выше колена в болоте, байдарку держит. Кто-то из его сокомандников тормозит, а он таким спокойным, равномерным голосом рассказывает о дуализме, о том, что можно есть или не есть. Ему уже все равно, он в космосе. (Все смеются.)
У Ромы была история с девушкой, которая устроила истерику. (Смеется.)
Р. Да, выходит она с командой с очередного КП с байдаркой на голове и говорит: «Ну, организаторы, ну что они делают. Тут же девушки участвуют, почему мы должны таскать байдарки!». А сама идёт и мне улыбается. Я ей говорю: «О, ты еще можешь улыбаться!» А она говорит: «Нет, я не могу улыбаться».
Тем не менее, она, возмущаясь, без остановки идёт и тащит эту байдарку.

Какие ощущения у вас, когда гонка заканчивается? Вот участники очень грустят, что теперь придётся опять год ждать этого приключения.
Р. У меня нет ощущения, что гонка закончилась, потому что я приеду домой и ещё раз все это переживу, обрабатывая фотографии. И в этом тоже есть кайф. Особенно когда понимаешь, что фотографии увидят сами участники, и это вернёт их в тот момент.
Р. У меня нет ощущения, что гонка закончилась, потому что я приеду домой и ещё раз все это переживу, обрабатывая фотографии. И в этом тоже есть кайф. Особенно когда понимаешь, что фотографии увидят сами участники, и это вернёт их в тот момент.

Фотография — это магия. Есть «говорящие» фотографии. Смотришь на них, а в голове рождаются какие-то мысли.
А. Одно фото рождает в голове целую историю. Гонка позволяет делать такие фотографии. Это не футбол, где ты сидишь у углового флажка и «молотишь». Здесь можно подумать и даже компенсировать то, что ты не успел увидеть в предыдущие дни.
А. Одно фото рождает в голове целую историю. Гонка позволяет делать такие фотографии. Это не футбол, где ты сидишь у углового флажка и «молотишь». Здесь можно подумать и даже компенсировать то, что ты не успел увидеть в предыдущие дни.

Вы крутые, а остаётесь все время за кадром. Конечно, ваши работы говорят за вас, но хочется, чтобы люди знали больше.
После разговора с ребятами я пошла искать коменданта лагеря Илью Кузнецова. С Ильей мы часто пересекаемся по работе, но в качестве коменданта лагеря я видела его впервые.
Илья — душа компании. Он добрый, отзывчивый и хорошо знает своё дело. А ещё здорово играет на гитаре и поёт.
После разговора с ребятами я пошла искать коменданта лагеря Илью Кузнецова. С Ильей мы часто пересекаемся по работе, но в качестве коменданта лагеря я видела его впервые.
Илья — душа компании. Он добрый, отзывчивый и хорошо знает своё дело. А ещё здорово играет на гитаре и поёт.

Расскажи о работе коменданта лагеря. Что входит в твои обязанности?
На мой взгляд, это одна из наиболее умственно затратных должностей на гонке с точки зрения волонтёрства. Необходимо скоординировать работу людей, которые подготавливают лагерь, а также свести между собой все остальные бригады: судейскую, электронную отметку, кухню и все услуги, которые предоставляются участникам во время гонки (например, душ). Нужно проверять каждый день определённые пункты и блоки, которые должны работать и обновляться на протяжении всех дней соревнований. В остальном — это хороший вариант проведения времени на природе, возможность соединить приятное с полезным.
За какое время начинается подготовка?
Первые подготовительные шаги делаются за год до мероприятия. Как только гонка прошла, дизайнеры начинают работать над следующей.
Где-то за полгода до гонки — после того, как определена территория стартовых городков, и все бюрократические вопросы улажены — мы начинаем заниматься подготовкой самого центра. Происходит несколько выездов главных организаторов на точки для предварительного просмотра. Нужно понимать, как лагерь будет функционировать в дальнейшем, как его организовать, чтобы он был удобным и для участников, и для организаторов.
Что касается подготовки самого лагеря, обычно она начинается за два дня до заезда участников. До официального открытия центр соревнований необходимо разметить. Если заранее не очертить зоны палаточных лагерей и рабочие зоны, то мы получим хаос, палатки будут стоять везде: у сцены, на пути в столовую и транзитную зону. Поэтому основная цель раннего приезда — сделать так, чтобы всем было удобно.
Гонка сегодня закончилась. Всё ли прошло по плану в лагере?
В этот раз прошло всё практически идеально, с каждым годом мы учимся. В качестве коменданта я во второй раз, но вообще для меня это уже 7-ая гонка. Несмотря на разные зоны ответственности, я вижу, как устроен Центр, как он должен работать, где и какие недочёты появляются, которые на следующий год можно устранить.
На мой взгляд, это одна из наиболее умственно затратных должностей на гонке с точки зрения волонтёрства. Необходимо скоординировать работу людей, которые подготавливают лагерь, а также свести между собой все остальные бригады: судейскую, электронную отметку, кухню и все услуги, которые предоставляются участникам во время гонки (например, душ). Нужно проверять каждый день определённые пункты и блоки, которые должны работать и обновляться на протяжении всех дней соревнований. В остальном — это хороший вариант проведения времени на природе, возможность соединить приятное с полезным.
За какое время начинается подготовка?
Первые подготовительные шаги делаются за год до мероприятия. Как только гонка прошла, дизайнеры начинают работать над следующей.
Где-то за полгода до гонки — после того, как определена территория стартовых городков, и все бюрократические вопросы улажены — мы начинаем заниматься подготовкой самого центра. Происходит несколько выездов главных организаторов на точки для предварительного просмотра. Нужно понимать, как лагерь будет функционировать в дальнейшем, как его организовать, чтобы он был удобным и для участников, и для организаторов.
Что касается подготовки самого лагеря, обычно она начинается за два дня до заезда участников. До официального открытия центр соревнований необходимо разметить. Если заранее не очертить зоны палаточных лагерей и рабочие зоны, то мы получим хаос, палатки будут стоять везде: у сцены, на пути в столовую и транзитную зону. Поэтому основная цель раннего приезда — сделать так, чтобы всем было удобно.
Гонка сегодня закончилась. Всё ли прошло по плану в лагере?
В этот раз прошло всё практически идеально, с каждым годом мы учимся. В качестве коменданта я во второй раз, но вообще для меня это уже 7-ая гонка. Несмотря на разные зоны ответственности, я вижу, как устроен Центр, как он должен работать, где и какие недочёты появляются, которые на следующий год можно устранить.

Согласна с Ильей. Всё прошло замечательно.
Мой рассказ подходит к концу, но прежде я хочу поделиться душевной беседой с участником класса Long Газаром Газарьянцем.
Я встретила Газара сразу после финиша. Он был очень уставшим, но глаза были такими воодушевлёнными, что я не смогла пройти мимо.
Как прошла для вас гонка?
Гонка прошла интересно. Хотелось есть, оказаться в тепле и быть чистым. Я знаю, завтра мне захочется совсем другого: пота, грязи и крови от убитых комаров.
В процессе все испытания даются очень тяжело. Почему тогда хочется испытывать это снова?
Да, вы правы. Уже на финише, когда надевают медаль и говорят: «Мы поздравляем вас с окончанием гонки!», думаешь: «С чем поздравляют? Ведь всё закончилось». Приключение закончилось, теперь весь год ждать. Целый год.
*Газар участвует в Red Fox Adventure Race уже пятый раз.
Для меня это стиль жизни, противоположный работе. Когда сидишь весь день за компьютером и шевелишь только мышкой, хочется проявить себя физически, узнать что-то новое и красивое. Вдохнуть аромат леса, побывать в горах обязательно… Эх! Именно этим, с моей точки зрения, стоит жить.
Для нас очень ценно, когда участники из года в год возвращаются, спасибо вам.
Представьте, вам сказали, что Новый год отменяется. Не будет больше Нового года. Ну с ума можно сойти! Как не возвращаться?! Праздник нельзя отменить, это свыше наших сил, так нельзя поступать. Гонка прекрасна, спасибо организаторам.
Мой рассказ подходит к концу, но прежде я хочу поделиться душевной беседой с участником класса Long Газаром Газарьянцем.
Я встретила Газара сразу после финиша. Он был очень уставшим, но глаза были такими воодушевлёнными, что я не смогла пройти мимо.
Как прошла для вас гонка?
Гонка прошла интересно. Хотелось есть, оказаться в тепле и быть чистым. Я знаю, завтра мне захочется совсем другого: пота, грязи и крови от убитых комаров.
В процессе все испытания даются очень тяжело. Почему тогда хочется испытывать это снова?
Да, вы правы. Уже на финише, когда надевают медаль и говорят: «Мы поздравляем вас с окончанием гонки!», думаешь: «С чем поздравляют? Ведь всё закончилось». Приключение закончилось, теперь весь год ждать. Целый год.
*Газар участвует в Red Fox Adventure Race уже пятый раз.
Для меня это стиль жизни, противоположный работе. Когда сидишь весь день за компьютером и шевелишь только мышкой, хочется проявить себя физически, узнать что-то новое и красивое. Вдохнуть аромат леса, побывать в горах обязательно… Эх! Именно этим, с моей точки зрения, стоит жить.
Для нас очень ценно, когда участники из года в год возвращаются, спасибо вам.
Представьте, вам сказали, что Новый год отменяется. Не будет больше Нового года. Ну с ума можно сойти! Как не возвращаться?! Праздник нельзя отменить, это свыше наших сил, так нельзя поступать. Гонка прекрасна, спасибо организаторам.

Пожалуй, на этой оптимистичной ноте я завершу свой рассказ. Тем более он и так получился очень большим. Если вы дочитали до конца — от души благодарю.
Red Fox Adventure Race — больше, чем просто мультиспортивное соревнование. Red Fox Adventure Race — это люди, которые создают что-то волшебное. То, что нельзя потрогать или увидеть, можно только почувствовать. Невероятный обмен энергией участников с организаторами, организаторов с участниками и всех вместе — с природой.
Спасибо главным идеологам гонки — Ольге Геннадьевне Мороз и Владиславу Павловичу Морозу за этот праздник спорта и приключений!
Red Fox Adventure Race — больше, чем просто мультиспортивное соревнование. Red Fox Adventure Race — это люди, которые создают что-то волшебное. То, что нельзя потрогать или увидеть, можно только почувствовать. Невероятный обмен энергией участников с организаторами, организаторов с участниками и всех вместе — с природой.
Спасибо главным идеологам гонки — Ольге Геннадьевне Мороз и Владиславу Павловичу Морозу за этот праздник спорта и приключений!

Вы можете поделиться этой статьей в социальных сетях. Если она вам понравилась, вероятнее всего, вашим друзьям понравится тоже.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: