![](images/dateLogo.jpg)
ПУТЬ А.В. СУВОРОВА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ. ПАРАЛИМПИЙСКИЙ ПЕРЕХОД
![](images/img1.jpg)
«Путь А. В. Суворова через Альпы. Параолимпийский переход» — проект туристического клуба «Масштаб Плюс» для спортсменов с ограниченными возможностями.
Сергей Шарапов, Андрей Гостев и Дмитрий Неуступкин — петербуржские спортсмены с нарушением зрения, которые последовали суворовскому завету: «Приучай себя к деятельности неутомимой, повелевай счастьем: один миг иногда доставляет победу».
Сергей Шарапов, Андрей Гостев и Дмитрий Неуступкин — петербуржские спортсмены с нарушением зрения, которые последовали суворовскому завету: «Приучай себя к деятельности неутомимой, повелевай счастьем: один миг иногда доставляет победу».
![](images/author.jpg)
Для паралимпийца возникает много вопросов. Как тренироваться, как участвовать в соревнованиях и побеждать?
И главное, как сохранить силу духа? Обратившись к истории нашей страны, мы найдем много примеров проявления этой самой силы. Наиболее впечатляющим из них является отношение легендарного русского полководца А.В. Суворова к своему делу. Особенно ярко выделяется история его альпийского похода.
Этот пример великого полководца побудил нас последовать по его стопам и разработать спортивный проект паралимпийского перехода по пути А. В. Суворова через Альпы, целью которого являлось привлечение внимания к развитию паралимпийских видов спорта в России и за рубежом; и моральная поддержка российских спортсменов с ограниченными возможностями.
И главное, как сохранить силу духа? Обратившись к истории нашей страны, мы найдем много примеров проявления этой самой силы. Наиболее впечатляющим из них является отношение легендарного русского полководца А.В. Суворова к своему делу. Особенно ярко выделяется история его альпийского похода.
Этот пример великого полководца побудил нас последовать по его стопам и разработать спортивный проект паралимпийского перехода по пути А. В. Суворова через Альпы, целью которого являлось привлечение внимания к развитию паралимпийских видов спорта в России и за рубежом; и моральная поддержка российских спортсменов с ограниченными возможностями.
![Рант - это выступ по низу ботинка.](images/vosklZnak.jpg)
Компания Red Fox на протяжении многих лет поддерживает клуб «Масштаб плюс», являясь экипировочным спонсором.
![](images/line.jpg)
Мы повторили маршрут самого сложного горного участка Швейцарских Альп, который принес уважение русским воинам, победившим в тяжелейших условиях благодаря умению и силе русского духа.
С самого начала у нас возникли трудности. За неделю до отправления серьезно заболел наш опытный инструктор по альпинизму — Николай Зверев, на которого возлагалась функция сопровождающего и переводчика, корректирование маршрута на местности, выбор стратегии восхождений на горные перевалы и вершины. Из-за сжатых сроков и в связи с невозвратными авиабилетами замену найти не удалось, поэтому наша команда клуба «Масштаб плюс» оказалась в непростом положении.
Беспокоились, как мы будем без знания языка покупать билеты и продукты, общаться с населением, где и как ночевать, и как вообще будем проходить через горные перевалы? Но все равно решили ехать!
В отличие от солдат русской армии, в целях безопасности мы планировали провести поход летом, в августе, а не поздней осенью. Увы, изнуряющая жара стала для нас настоящим испытанием.
Сергей целенаправленно изучал мобильное приложение MAPS.ME и выискивал питьевые фонтаны, которые всегда обозначены на карте. На протяжении всего пути они помогали стойко переносить жару.
С самого начала у нас возникли трудности. За неделю до отправления серьезно заболел наш опытный инструктор по альпинизму — Николай Зверев, на которого возлагалась функция сопровождающего и переводчика, корректирование маршрута на местности, выбор стратегии восхождений на горные перевалы и вершины. Из-за сжатых сроков и в связи с невозвратными авиабилетами замену найти не удалось, поэтому наша команда клуба «Масштаб плюс» оказалась в непростом положении.
Беспокоились, как мы будем без знания языка покупать билеты и продукты, общаться с населением, где и как ночевать, и как вообще будем проходить через горные перевалы? Но все равно решили ехать!
В отличие от солдат русской армии, в целях безопасности мы планировали провести поход летом, в августе, а не поздней осенью. Увы, изнуряющая жара стала для нас настоящим испытанием.
Сергей целенаправленно изучал мобильное приложение MAPS.ME и выискивал питьевые фонтаны, которые всегда обозначены на карте. На протяжении всего пути они помогали стойко переносить жару.
![](images/img2.jpg)
Условно, все наши маневры по Италии и Швейцарии можно назвать «перебежками» от фонтана до фонтана, от тенька до тенька и, порой, магазинного кондиционера, охлаждавшего перегретые организмы. В таких условиях очень сильно выручала одежда Red Fox дышащие футболки Trek, капри Multi Light и костюм Active Shell.
Важно отметить, что в Европе самое бюджетное — это перемещение на автобусе. Однако билет можно купить только через Интернет. Автобусных касс нет. Поэтому либо нужно бронировать билеты заранее, либо искать зоны Wi-Fi и покупать их через специальное мобильное приложение для автобусов FlixBus.
По дороге из Милана в Беллинцона стало заметно, что мы постепенно приближаемся к горам. За окнами показались альпийские горные цепи, а вдоль дороги текли бурные реки.
В Айроло начался сложный участок похода. Взвалив на плечи комфортные рюкзаки Light 100 и Odyssey 80, мы отправились на штурм перевала Сен-Готард, и сразу почувствовали на себе, в каких условиях нашим предкам приходилось бороться и побеждать! Чем выше мы поднимались, тем круче становились склоны, трава сменялась камнями, скалы нависли над дорогой, образуя с двух сторон высоченные бортики. Завораживающая и одновременно устрашающая картина.
Какими умениями необходимо обладать, чтобы побеждать в таких условиях? Тут даже до воды трудно добраться. Вроде бы полноводная речка совсем рядом, но спускаться к ней надо метров на десять и больше по почти отвесному берегу. А осенью и зимой становится еще и скользко.
На каменистых тропинках скорость продвижения с нагруженным рюкзаком падает, особенно у незрячего альпиниста. Целесообразно двигаться вверх по дороге с твердым покрытием.
На вершине перевала стоит памятник А.В. Суворову. Здесь помнят русских воинов, их доблесть и отвагу. Для нас же это означало завершение первого ходового дня. Тем более что наш лидер Сергей Шарапов уже второй год подряд отмечал свой день рождения на высоте. В прошлом году на Памире, а в этом — в Альпах. Так что мы устроили романтический, по-спортивному скромный праздничный ужин под звездами, с комфортом расположившись на ковриках Basic Mat в пуховых спальных мешках Rapid
Статья по теме: Как выбрать спальный мешок?
Стратегия похода диктовала, главное — автономность, поэтому все необходимое мы несли в рюкзаках. Если поблизости не оказывалось хостела или отеля, ночевали в любом подходящем месте. Здесь главное помнить два правила: нельзя разводить костры, а также ставить без разрешения палатку на частной территории, иначе владелец может обратиться в полицию.
Как мы потом убедились, костры иногда нельзя разводить даже в специально отведенных для этого местах, в связи с повышенной пожароопасностью. Поэтому готовить пищу можно только на газовой горелке. Предполагалось, что второй и третий ходовой день маршрут станет легче, но по факту этого не произошло. И чем дальше, тем больше поджаривало солнце.
На спуске по эко-тропе скорость нашей команды была небольшая. Для безопасности важно озвучивать незрячему спортсмену почти каждый камень, помогать форсировать ручьи и другие естественные преграды. Треккинговые палки — незаменимое подспорье для слабовидящих в подобных условиях.
По дороге из Милана в Беллинцона стало заметно, что мы постепенно приближаемся к горам. За окнами показались альпийские горные цепи, а вдоль дороги текли бурные реки.
ШТУРМ ПЕРЕВАЛА СЕН-ГОТАРД И «ЧЕРТОВ МОСТ»
В Айроло начался сложный участок похода. Взвалив на плечи комфортные рюкзаки Light 100 и Odyssey 80, мы отправились на штурм перевала Сен-Готард, и сразу почувствовали на себе, в каких условиях нашим предкам приходилось бороться и побеждать! Чем выше мы поднимались, тем круче становились склоны, трава сменялась камнями, скалы нависли над дорогой, образуя с двух сторон высоченные бортики. Завораживающая и одновременно устрашающая картина.
Какими умениями необходимо обладать, чтобы побеждать в таких условиях? Тут даже до воды трудно добраться. Вроде бы полноводная речка совсем рядом, но спускаться к ней надо метров на десять и больше по почти отвесному берегу. А осенью и зимой становится еще и скользко.
На каменистых тропинках скорость продвижения с нагруженным рюкзаком падает, особенно у незрячего альпиниста. Целесообразно двигаться вверх по дороге с твердым покрытием.
На вершине перевала стоит памятник А.В. Суворову. Здесь помнят русских воинов, их доблесть и отвагу. Для нас же это означало завершение первого ходового дня. Тем более что наш лидер Сергей Шарапов уже второй год подряд отмечал свой день рождения на высоте. В прошлом году на Памире, а в этом — в Альпах. Так что мы устроили романтический, по-спортивному скромный праздничный ужин под звездами, с комфортом расположившись на ковриках Basic Mat в пуховых спальных мешках Rapid
Статья по теме: Как выбрать спальный мешок?
Стратегия похода диктовала, главное — автономность, поэтому все необходимое мы несли в рюкзаках. Если поблизости не оказывалось хостела или отеля, ночевали в любом подходящем месте. Здесь главное помнить два правила: нельзя разводить костры, а также ставить без разрешения палатку на частной территории, иначе владелец может обратиться в полицию.
Как мы потом убедились, костры иногда нельзя разводить даже в специально отведенных для этого местах, в связи с повышенной пожароопасностью. Поэтому готовить пищу можно только на газовой горелке. Предполагалось, что второй и третий ходовой день маршрут станет легче, но по факту этого не произошло. И чем дальше, тем больше поджаривало солнце.
На спуске по эко-тропе скорость нашей команды была небольшая. Для безопасности важно озвучивать незрячему спортсмену почти каждый камень, помогать форсировать ручьи и другие естественные преграды. Треккинговые палки — незаменимое подспорье для слабовидящих в подобных условиях.
![](images/img3.jpg)
Когда мы спустились к шоссе, скорость продвижения тут же увеличилась в разы, но через какое-то время от несшихся вниз машин и от нагревавшегося асфальта «взорвало» голову. «Домчались» до места и, подняв российский флаг, перешли через «Чертов мост». Это символичный паралимпийский переход как своеобразный знак поддержки отечественных спортсменов с ограниченными возможностями.
Выдвинулись на перевал Кинциг-Кульм. Вначале по эко-тропе вдоль горной речки, через мостики, переброшенные с одного крутого берега на другой. Вид у нашей группы был оригинальный — Сергей шел впереди и ориентировался на местности, затем шли мы с Димой в связке. Шаг в шаг, повторяя те же движения, которые совершал Сергей.
К полудню началось самое пекло, появились фермерские хозяйства и альпийские пастбища, перегороженные электропроводами. Проход свободный через калитки и загородки. Стало душно, заходили грозовые тучи.
За три минуты установили палатку Fox Comfort, которая отлично себя зарекомендовала — надежная, удобная. И тут же дождь полил как из ведра. Наш походный домик стойко перенес сильнейший ливень.
Статья по теме: Туристические палатки для групповых и одиночных походов
Утром по холодку взяли штурмом перевал; а спуск, как говорят опытные альпинисты, — самое сложное. Скорость у нас снизилась почти до 1 км в час, ведь незрячему спортсмену во избежание травм нельзя торопиться. По тропам, идущим через осыпные и травяные склоны, в сопровождении пасущихся коров добрались до небольшого озера. Пока пили чай на берегу, нас атаковали коровы, наверное, мы им показались очень вкусными. От ферм пошла уже приличная дорога с живописными видами, приведшая нас в Муототаль, где когда-то в трапезной женского францисканского монастыря Св. Иосифа Суворов собрал военный совет.
В связи с недомоганием и отклонением от ходового графика мы решили доехать автобусом до следующего населенного пункта — Гларус. Однако выяснилось, что через перевал Прагель рейсовых автобусов нет, так что вечером пришлось снова навьючить рюкзаки и поползти в гору. По пути нас застал дождик, но ветрозащитные куртки Gravity Parka GTX надежно защищали от дождя, ветра и холода.
ПЕРЕВАЛ КИНЦИГ-КУЛЬМ, МУОТОТАЛЬ И ПРАГЕЛЬ
Выдвинулись на перевал Кинциг-Кульм. Вначале по эко-тропе вдоль горной речки, через мостики, переброшенные с одного крутого берега на другой. Вид у нашей группы был оригинальный — Сергей шел впереди и ориентировался на местности, затем шли мы с Димой в связке. Шаг в шаг, повторяя те же движения, которые совершал Сергей.
К полудню началось самое пекло, появились фермерские хозяйства и альпийские пастбища, перегороженные электропроводами. Проход свободный через калитки и загородки. Стало душно, заходили грозовые тучи.
За три минуты установили палатку Fox Comfort, которая отлично себя зарекомендовала — надежная, удобная. И тут же дождь полил как из ведра. Наш походный домик стойко перенес сильнейший ливень.
Статья по теме: Туристические палатки для групповых и одиночных походов
Утром по холодку взяли штурмом перевал; а спуск, как говорят опытные альпинисты, — самое сложное. Скорость у нас снизилась почти до 1 км в час, ведь незрячему спортсмену во избежание травм нельзя торопиться. По тропам, идущим через осыпные и травяные склоны, в сопровождении пасущихся коров добрались до небольшого озера. Пока пили чай на берегу, нас атаковали коровы, наверное, мы им показались очень вкусными. От ферм пошла уже приличная дорога с живописными видами, приведшая нас в Муототаль, где когда-то в трапезной женского францисканского монастыря Св. Иосифа Суворов собрал военный совет.
В связи с недомоганием и отклонением от ходового графика мы решили доехать автобусом до следующего населенного пункта — Гларус. Однако выяснилось, что через перевал Прагель рейсовых автобусов нет, так что вечером пришлось снова навьючить рюкзаки и поползти в гору. По пути нас застал дождик, но ветрозащитные куртки Gravity Parka GTX надежно защищали от дождя, ветра и холода.
![](images/img4.jpg)
ПЕРЕВАЛ ПАНКИС
Седьмой день посвятили подходу к самому сложному перевалу — Паникс. В этой части Альп населенных пунктов меньше, хотя, что удивительно, местных жителей мы встречали крайне редко на протяжении всего пути. Вокруг расстилались все те же удивительные горные пейзажи: альпийские луга, темные ели, пасущиеся коровы…
К вечеру подошли к подножию Паникса и разбили лагерь. На карте обозначено, что рядом находится танковый полигон, и к нему даже ведет асфальтовая дорога. Мы же с утра выдвинулись вверх по маркированной тропе. С одного края ущелья на другое через реки переброшены удобные мостики.
Постепенно склоны вокруг нас становились более крутыми, тропа вплотную подступала к обрывам. Наконец поднялись до зоны снега, заскользили по снежнику. В какой-то момент вообще потеряли тропу, принялись усиленно изучать карту, логическим путем вычислили куда идти.
На седловине перевала стоит высокогорный приют — небольшой домик в швейцарском стиле, находящийся на высоте 2407 м, — где мы и заночевали. Подобные места в Европе распространены, и если путника застанет непогода, или он устанет, то здесь можно приготовить еду, просушить вещи и восстановить силы.
ФИНИШ ПРОЕКТА
Наша команда благополучно спустилась к городу Иланц, откуда мы отправились на электричке в Кур, затем автобусом добрались до Цюриха, где и финишировал наш спортивный проект.
За 10 дней участники преодолели по пути Суворова больше 200 км, получили сильный эмоциональный заряд, похудели и устали, и на практике убедились в том, что, как говорил Суворов: «Непреодолимого на свете нет ничего». ФОТО: Дмитрий Кошелев
Источник: Журнал RED FOX #17/2019. Полная или частичная перепечатка материала только с разрешения редакции.
Вы можете поделиться этой статьей в социальных сетях. Если она вам понравилась, вероятнее всего, вашим друзьям понравится тоже.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Интервью
Восхождение на Альпамайо. Интервью с Владиславом Морозом
Интервью
Восхождение на Альпамайо. Интервью с Владиславом Морозом
В 1966 году ЮНЕСКО присвоило Альпамайо статус самой красивой горы в мире. В интервью директор компании Red Fox Владислав Мороз делится своими впечатлениями о восхождении.
Обзор
Рюкзаки Osprey. Обзор коллекции весна-лето 2019
Обзор
Рюкзаки Osprey. Обзор коллекции весна-лето 2019
В коллекции рюкзаков Osprey сезона весна-лето 2019 не только появились новые модели, но и произошли изменения в прошлогодних сериях. Подробнее читайте в статье.
Советы и рекомендации
Восхождение на Эльбрус летом. Какое снаряжение понадобится?
Советы и рекомендации
Восхождение на Эльбрус летом. Какое снаряжение понадобится?
Хотите взойти на Эльбрус, но не знаете с чего начать? Начните с выбора экипировки! Натали Эрбет, за плечами которой несколько восхождений на высочайшую горную вершину Европы, подробно рассказала, что вам понадобится.