13.02.2024
На штурм мечты. Сергей Богомолов об итогах экспедиции на К2. Часть 3
Продолжаем публиковать историю легендарного альпиниста-высотника Сергея Богомолова, решившегося на штурм мечты – подняться на последнюю из 14х8000 м, вторую по высоте гору мира, знаменитую своей труднодоступностью вершину К2 (8611 м).
Об авторе:
Сергей Богомолов
– прославленный российский альпинист, заслуженный мастер спорта по альпинизму, мастер спорта международного класса, четырёхкратный обладатель звания «Снежный барс», совершивший более 300 восхождений, из которых свыше 60-ти - высшей категории сложности, более 20 первопрохождений.В рамках программы «Семь вершин» взошёл на Эльбрус, Эверест, Килиманджаро, Аконкагуа и Мак-Кинли. Высотный судья фестиваля Red Fox Elbrus Race.
К2-2023. Итоги. Часть 3
Базовый лагерь К2
Уже издали был виден огромный базовый лагерь под К2. Раньше было максимум пять команд численностью по 10-20 человек. Сейчас же огромные шатры и множественные ряды палаток. Абрамов успел всё подготовить, хотя, как говорит, не без трудностей. По предварительной информации должно быть человек триста на горе!
У каждого индивидуальная палатка и немаленькая – можно стоять в полный рост, плюс койка-раскладушка и матрас. Шик – блеск – красота! Можно расположить оба баула и полноценно отдыхать. Также стоят ряды палаток для шерпов и кухня с поварами. Можно сказать, тыл, быт обеспечен.
Начался процесс акклиматизации и вхождения в форму, так как происходил перегруз организма, сатурация низкая, ЧСС и давление завышены. Тут уже организм полноценно восстанавливаться не может.
У Андрея Силиванова огромная медпалатка, и работа началась ещё на треккинге. В основном шёл поток пакистанцев с огромным диапазоном болячек, а также шерпы и иностранцы с других экспедиций, ну и, естественно, мы. Тут очень принципиальный вопрос. У остальных экспедиций врача нет. Ответ простой: «Здоровье клиента – забота самого клиента!». Очень жёстко! Особенно здесь, в Пакистане, под К2. Заболело горло, ухудшилось состояние – всё, прощай гора! Саня спросил во время экспедиции: «Может, тоже отказаться от врача, ведь лишние расходы?». На что я ответил: «Ни в коем случае! Ведь это залог успеха мероприятия!».
На второй день пребывания сходили в передовой базовый лагерь (АВС) на высоте 5300 м. Тяжело! Хотя сравнил время с выходами в предыдущих экспедициях, – расхождений мало. Правда, мы здесь шли без груза. Опять возник вопрос шустрости наших «белок» – так мы прозвали наших сестёр за их энергию и экспрессию. Они рвались вперёд, не желая никого ждать. Но здесь уже вопрос безопасности, разорванный и хаотичный ледопад, огромные трещины. Пришлось их притормаживать.
На следующий день ледовые занятия. Надо вспомнить навыки, некоторым изучить заново хождение, движение по верёвкам, перестёжку на перилах. Вроде, просты правила хождения в «кошках»: не ставь ногу на рант, иди на передних зубьях, опусти пятку, но от привычного стереотипа движения отвыкнуть сложно.
Вот испанец Луис в команде Кристины, высотный оператор, вроде, уже третья попытка на К2. До этого был в составе команды возрастного испанского альпиниста Карлоса Сория, но из-за погоды не получалось подняться. Так тоже нет стандартного навыка. К их счастью они компенсируют этот недостаток тем, что идут по верёвкам, на жумарах, на руках, и уже положение ноги в «кошках» отступает на второй план. Не сразу у всех получалось, но после трёх кругов «вверх-горизонталь-вниз» более или менее пришло в норму.
Но опять же, солнце распекло ледовый серак, лёд стал мягким, а на горе будет всё жёстче в прямом и переносном смысле. Уже в конце занятий увидел, что на правой «кошке» лопнула пластиковая скоба, очевидно, от старости. Сразу возник вопрос «потери» горы. Пришлось искать, хорошо, выручил Бартек. С другой стороны, не будешь же брать в экспедицию весь инвентарь в двойном количестве.
Пуджа
На четвёртый день пребывания у нас Пуджа, обязательный ритуал в непальских экспедициях обращения к Будде с просьбой благоволить восхождению. Приглашается лама или доверенное лицо из непальского состава, читаются мантры и развешиваются флажки с мантрами.
Сделали одну пуджу на несколько экспедиций, народу много, день солнечный. Вчера шерпы ходили провешивать маршрут и сегодня отдыхали.
Поскольку всё действо происходило около экспедиции с названием «8К», когда нас пригласили за стол, я позаимствовал кружку с такой символикой. Я их коллекционирую из тех мест, где бываю. К сожалению, по приезду домой, засунув её в посудомойку, пол надписи отлетело. Оказалась туфта!
Запросив благословение у Будды, стали собираться на первый выход. С утра медосмотр у нашего доктора. Параметры все завышены, но в пределах возрастной нормы и данной ситуации. Выход после обеда только до АВС и уже на следующий день до первого лагеря 6100 м.
Тут просматриваемая “закавыка” встала в полный рост. Мест в первом лагере только под 10 палаток, а участников вместе с шерпами под 180 человек. Всё уже забронировано, и нам ситуация говорит «Чао, бамбино, вы пролетели!». Абрамов планировал, что будем ночевать на нижнем ярусе второго лагеря. Я всё прекрасно представлял, это 6600 м. Перепад 1300 м, и я его за день точно не осилю.
Выход в АВС
Ну, да ладно, сейчас задача дойти до АВС и заночевать. Переход прошёл резво и с меньшей усталостью, чем в предыдущий раз. В палатке эстет Москалёв достал «нюансики», что радовало душу, и кучу таблеток – это белки, это аминокислоты, приводящие в ужас от их количества и размеров.
Выход дался тяжело всем. Движение, за исключением нижней части, всё время по верёвкам, крутизна 40-45 градусов, но из-за выпавшего снега ступени не формировались, постоянно проваливались, приходилось заново вылезать, мы тратили кучу энергии. Основная группа в разной степени успешности дошла до первого лагеря, осваиваясь в новой обстановке. Мы же – я, Саня и Дима – дошли только до 5900 м и с общего согласия решили повернуть, памятуя «Чего “скотину” мучить?». Погода портилась, нам надо было ещё идти вниз по этим же снегам и дыркам. Ну, и вообще, 5900 м – тоже хорошо. И если наше состояние с Димой я ещё как-то понимал, то Саша меня удивил, и я отметил это как «звоночек».
Будни в базовом лагере
За ночь в базовом лагере выпало 20 см снега, погода испортилась по прогнозу на четыре дня. После выхода 2-3 дня отдыха это естественно, но больше уже – нарушение графика. Все залезли в Интернет, но толку было мало, ничего не отсылалось и не присылалось. Кристина с группой работали ночью, когда все спят. Раньше мы до поздна писали «пулю», а сейчас люди не знают такого слова.
Порядок в базе наводила Кристина, «мат-Тереза», она должна была всё знать, всё предвидеть, заранее всё срежиссировать, не упустить ни одного момента. Бесконечные интервью, интересные съёмки, панорамные виды.
Помогали ей базовые операторы Александр Кубасов и Иван Васильев, безотказные, доброжелательные парни и большие профессионалы. Забегая вперёд, скажу, что специально пересмотрел фильм «Ген высоты. Эверест». Этот фильм, «Ген высоты. К2», будет на порядок лучше. Объективно всё сложнее, круче в прямом и переносном смысле.
Потянулись долгие дни пережидания непогоды. Неожиданно всех осенило, что надо установить очерёдность на пользование Интернетом. И, как по мановению волшебной палочки, у всех всё заработало, и три раза по тридцать минут работы в день всем стало хватать.
Женский коллектив баловал нас кулинарными изысками. К сожалению, фантазии у местного персонала хватало только на традиционные рис, вермишель и Доширак, хотя запасов продуктов было достаточно. Рис, правда, готовили отменно, мне нравилось, но всё приедается.
Все участники самодостаточные, многого достигли, много, где побывали, много рассказывали. Я с удовольствием слушал, где лучше отдыхать, какие рестораны и пища лучше – в Париже, Москве или Питере.
Непогода затягивалась, мы уже сидели неделю в базовом лагере. Как обычно психологическое, эмоциональное и физическое напряжение с течением времени в экспедиции нарастало. Первыми «взорвались» наши сёстры Катерина и Мария, категорично заявив: «Абрамов, ты должен нам предоставить чёткий график наших выходов, мы привыкли работать по плану и мы должны до нашего отлёта всё успеть». Прошлый год они сходили на Манаслу в хорошем темпе с экспедицией «8К» и сейчас часто у них гостили. По приходу от них и возникли эти вопросы. Естественно, все мы встали на сторону Саши. Какие графики? Конечно, есть сроки экспедиции, но всегда погода вносит значительные коррективы. И, если надо, будем сидеть и дольше и ждать погоду, и чёрт с ними, с билетами. И с такими ситуациями я сталкивался не раз.
Но «дыма без огня» не бывает. Чувствовалось напряжение в поведении Абрамова, непонятны были его слова, что все экспедиции хотят чтобы «7 Вершин» обрабатывали маршрут. А с какой стати они это хотят? В воздухе витал конфликт интересов. Но “пар” был выпущен, и, наконец, с 13 июля мы разными группами выдвинулись наверх во второй выход с целью дойти до Л2 (6600м), благо перила были провешены, заночевать там и получить очередную акклиматизацию.
Подъём в Лагерь 2
Наша тройка была: я, Москалев, Котляр. Задача Володи была как больше отснять нас. Ведь была вероятность, что я зайду на вершину и стану первым в России, одолевшим программу 14х 8000. Что Володя успешно и делал, забегая вперёд, сбоку и особенно, когда я двигался и зависал на жумаре.
При выходе из АВС я шёл своим темпом, равняясь на состояние организма. У Димы ход был веселее, что позволило ему поучать меня: «Ты неправильно идёшь, неправильно дышишь, загоняешь себя в кислородное голодание». Дима, дорогой, я тебя люблю, я тебя уважаю! Но учить меня ходить …! В такой ситуации лучше вспомнить слова нашей великой лыжницы Елены Вяльбе: «Когда есть “пруха”, то хоть вперёд пятками».
Мы шли с шерпами, у меня был по имени Ренджин Шерпа, в возрасте и спокойный. Я с ним столкнулся ещё на Эвересте во втором лагере. Им мы отдали всё тяжёлое и объёмное. С собой термос, перекус, ветрозащитка, телефон и повербанк. Он шёл сзади и натягивал перильную верёвку, – и это было правильно, и он это знал. В отличие от молодых, которые убегали вперёд, потом ждали и больше красовались свой силой. Хотя вся эта ситуация с шерпами для меня была в дикость, но возраст не переплюнешь!
По итогу я поднялся в первый лагерь весь измотанный за семь с половиной часов. Если вспомнить предыдущие экспедиции, то я здесь поднимался за 5-6 часов и с полной выкладкой. У Димы результат получился 5,5 часа, что было здорово. Но в конце концов, движение хоть не резвое, но было, и потом моя способность «не умирать до конца, а быстро приходить в себя» давала уверенность.
Что и предвиделось, наших мест в лагере не было, и мы по договорённости расположились в чужих палатках. Поскольку и непогода, и обилие снега, и «казённость» в действиях шерпов, то комфорт могут понять только или альпинисты, или путешественники на вершины, согласившиеся на такое. Памятуя о предыдущих годах пребывания здесь, когда все палатки были разбомблены в клочья, я озирался по сторонам на предмет следов от падающих камней. Но за счёт обилия снега этот фактор был минимизирован.
Вторая и третья группы поднимались в последующие дни и везде лидировали наши девчонки Катя, Маша и Людмила. Сёстры рассказывали, что после синхронного плавания, где после задержки под водой, со свинцовым поясом, должны были выпрыгивать на пол корпуса, у них с «дыхалкой» всё хорошо. Плюс «минимальные габариты», что тоже требовали минимум кислорода на восстановительно-окислительные реакции организма. Абрамов как-то в разговоре обронил, что у Людмилы поначалу высота не «шла». Но после нескольких попыток всё вошло в норму. Сейчас она высокая, стройная, как горная лань, легко преодолевала высоту. Для меня показателем стало её восхождение в мае этого года на Макалу (8485 м). Их поехало шесть женщин, а взошла только она одна.
Переход до второго лагеря был короче, и мы до обеда управились с движением, остановившись на нижнем ярусе перед камином. Опять же не от хорошей жизни, а по вынуждению. Все места на стандартных ночёвках были уже разобраны. И, чтобы использовать выход по максимуму, по плану надо было дойти до настоящих ночёвок (6700 м) и вернуться к своим палаткам.
Здесь первое супер препятствие – вертикальный камин, метров 20, внутри провешенный пучком старых верёвок и дюралевой лестницей на тросах. Я поднимался по нему как минимум седьмой раз, начиная с 2003 года, и ничего не поменялось. Выкинул абсолютно всё из рюкзака, дабы минимизировать нагрузку при подъёме. И, используя верёвку нынешнего года, на «технике» и достаточных силовых движениях, довольно сносно вылез на гребень. Я был удовлетворен, что план выполнил.
На следующий день спуск в базу вымотал, – сказывалась объемная четырёхдневная нагрузка, болели как бедра, так и икры ног…
Продолжение следует…
В фирменных магазинах Red Fox и Планета Спорт продавцы-консультанты всегда помогут вам с профессиональным выбором экипировки для путешествий. Приходите в магазины в вашем городе или заказывайте одежду онлайн. Доставка осуществляется по всей России, Казахстану и Беларуси.
Поделитесь этой статьёй в социальных сетях. Если она вам понравилась, вероятно, вашим друзьям понравится тоже.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: