Официальный
магазин Red Fox
-30% на Red Fox по промокоду ЛИС →
29.12.2023

Как покорить вершины своего региона? «Северо-Западный венец России»

Бывали ли вы на «вершинах» северной столицы и Ленинградской области? А Северо-Западного региона?
Спортивно-туристический клуб для незрячих людей «Масштаб плюс», осуществивший восхождения на Казбек, Эльбрус и пик Ленина, уверен, что для того, чтобы получить незабываемые впечатления от покорения вершин не обязательно отправляться куда-то далеко, а расширять масштабы своих знаний и возможностей можно в своём регионе. В последнее время спортсмены клуба осуществляют проект «Северо-Западный венец России», предполагающий восхождения на высшие точки Северо-Западного региона.
Об авторе:

Андрей Гостев

– руководитель специализированного туристического клуба для слабовидящих «Масштаб плюс», спортсмен, путешественник, наставник для людей с нарушением зрения, неутомимый энтузиаст в развитии инклюзивных ценностей.
Об увлекательном локальном путешествии рассказывает руководитель клуба «Масштаб плюс» Андрей Гостев:
«Проект, впоследствии получивший название «Северо-Западный венец России», символично стартовал с восхождения на смотровую площадку Исаакиевского собора Санкт-Петербурга в 2016 году. После восхождения команды «Масштаб плюс» на Эльбрус в 2010 году в рамках фестиваля Red Fox Elbrus Race про нас стали говорить и писать. Можно сказать, наше достижение всколыхнуло альпинистское сообщество. И на этой волне ко мне обратился руководитель английской экспедиции с целью совместной работы. Он занимался организацией путешествий в Непале с восхождением на Айленд-пик для слепых и слабовидящих. В ходе переписки выяснилось, что также в Шотландии существует практика подъёма на Шотландские холмы, которых около трёхста. Ведётся подсчёт подъёмов, формируется соответствующий рейтинг, приобретаются ценнейшие знания о своей стране. Кто выполнит эту программу, считается настоящим патриотом. И вот, взяв эту идею за основу, команда «Масштаб плюс» стала изучать рельеф и достопримечательности Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Рельеф Ленобласти и Санкт-Петербурга исключительно равнинный. Большую часть территории занимают низменности. Поэтому мы решили начать с подъёмов на архитектурные доминанты, чтобы почувствовать город в необычном вертикальном измерении. Для этого, кстати, подходят, в том числе и ступени, которые ведут к смотровым площадкам Смольного и Владимирского соборов, Думской башни и др.
Далее наша команда активистов поднялась по экологической тропе на Дудергофские высоты (высота г. Ореховая — 176 м над уровнем моря). В следующий раз отправились на экскурсию по территории Пулковской обсерватории. Поднялась не только на Пулковскую гору (самая высокая точка — 75 м над уровнем моря), но и совершила подъём на смотровой балкон обсерватории, ещё на 21 метр выше. С этой высоты предстал вид на южные районы Петербурга. Получается, мы стали изучать город в вертикальной плоскости во всём его великолепии. И даже оказались в конкретном географическом месте — Пулковском меридиане. В 1830-е годы при выборе места на Пулковской горе для будущей обсерватории ориентиром послужил шпиль Петропавловского собора и визуально выверенная по нему трасса главной магистрали, выходящей из города (сегодня это Московский проспект и начало Пулковского шоссе). Из главной башни обсерватории хорошо виден шпиль Адмиралтейства. Пулковский меридиан был проведён после строительства обсерватории — так император Николай I хотел узнать границы земель русских. В 1839 году именно отсюда десятки географов пошли по империи, чтобы узнать, где она начинается и заканчивается. Нулевым меридианом наш Пулковский меридиан оставался вплоть до 1884 года, а в русских картах до 1921 года.
Теперь наш интерес уже лежал в области практической географии. И зимой мы отправились к высшей точке Карельского перешейка – горе Кивисюрья (204 м над уровнем моря), а затем к мистической горе Воттоваара в Карелии (высота 417 м над уровнем моря).
В 2020 году собирались на Фудзияму в Японии. Но пандемия внесла свои коррективы. И в итоге наша команда отправилась на Кольский полуостров в Хибины.
Идея этой паралимпийской экспедиции заключалась в том, чтобы подняться на высшую точку европейского Заполярья, которая также является высшей точкой Мурманской области — гору Юдычвумчорр (высота 1201 м над уровнем моря). Причём наш маршрут вышел в финал национальной премии «Маршрут года».
Самой высокой вершиной в Северо-Западном регионе является гора Народная (высота 1895 м над уровнем моря), и это самая высокая точка на Урале. Она находится в труднодоступном районе — там, где граничат Республика Коми и Ханты-Мансийский автономный округ.
В процессе подготовки к проекту мы внимательно следили за экспедицией Олега Чегодаева, амбассадора Red Fox и руководителя «Посольства Уральских гор». Он порекомендовал обратиться в организацию, благодаря которой познакомились с нашими проводниками Андреем Затонским и Ольгой Малышевой (мастерами спорта по спортивному туризму). Они помогли преодолеть вершину в 2021 году.
Выяснилось, что две вершины Уральских гор – Народная (1895 м) и Пайер (1499 м) – относятся к Северо-Западному федеральному округу. Клуб «Масштаб плюс» расширил границы своего проекта и включил подъём на эти вершины в проект «Северо-Западный венец России».
В 2021 году совершили кросс-поход по Большой Валдайской тропе, где находится высшая точка Новгородской области – гора Рыжоха (296 м над уровнем моря).
Помимо пешеходных путешествий очень полезным оказалось наше увлечение велоспортом и велотуризмом на тандемах. К высшей точки Калининградской области, находящейся на Виштынецкой возвышенности, – Озёрск (127 м над уровнем моря) – мы подъехали на тандемах, заодно проехали и через многие другие возвышенности (Нестеров 78 м, Черняховск 87 м, Светлогорск 88 м).
В этом же году представители клуба «Масштаб плюс» Сергей Шарапов и Сергей Бугаев совершили разведку местности и доехали на велосипедах до горы Лобна (338 м над уровнем моря) – высшая точка Псковской области.
В 2022 году состоялась экспедиция в Национальный парк Паанаярви и подъём на гору Нуорунен — высшую вершину Финляндских гор, к югу от полярного круга (580 м над уровнем моря) и гору Кивакка — одна из самых высоких гор Карелии, её высота 499,5 м над уровнем моря.
В 2023 году мне позвонили из Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга с предложением поучаствовать в «Забеге на Лахту». 12 июня 89 спортсменов — по одному от каждого региона страны — приняли участие в вертикальном забеге по лестницам «Лахта Центра».
Событие попало в Книгу рекордов России как самый массовый забег по лестнице небоскрёба с преодолением самого большого количества ступеней. Их в «Лахта Центре» 2240. Мне выпала честь представлять 46-й регион — Курская область. Этот подъём вошёл в программу нашего клуба «Северо-Западный венец России».
Лето было насыщенным событиями. Много встреч, путешествий. Осенью продолжилось исследование доступности туристической привлекательности Северо-Западного региона. Много раз слышал, что территория Ленинградской области равна территории Франции. Оказалось, что это миф. Ленинградская область больше Австрии, но меньше Венгрии. Площадь же Северо-Западного федерального округа составляет 1 млн. 687 тыс. кв. км. Это сопоставимо с такими государствами как Иран, Ливия, Монголия.
В сентябре выдалась благоприятная погода для путешествий. Очень тепло, без дождей. Для упрощения маршрута договорились с друзьями, у которых есть машина и опыт междугородних автопутешествий, о совместной поездке к высшей точке Ленинградской области — горе Гапсельга (291 м над уровнем моря). Но не сложилось, поэтому поехали своим ходом. План был такой: добраться до горы, переночевать в палатке, а на следующий день обратно. Однако пришлось вернуться к исходному варианту, предполагающему сложную структуру логистики.
Синоптики обещали какую-то волшебную погоду для конца сентября: +28°С днём, а ночью около +10°С градусов. Минимальное количество дождей. Поэтому взяли отгулы на работах и отправились к желаемой точке. Итак, как говорится «не спехом дело делается, а толком». Самые решительные слабовидящие спортсмены-туристы клуба «Масштаб плюс» Олеся Шарапова, Сергей Шарапов и Андрей Гостев вышли на невероятно сложный маршрут.
Первый этап — железнодорожный. Вечером поездом Ласточка от станции Рыбацкое доехали до Волховстроя (время в пути —1 час 46 минут). Далее стыковка и пересадка на электричку от Волховстроя до Подпорожья (время в пути —2 часа 46 минут). Как только пересели на электричку, так сразу пришло осознание какая большая территория Ленинградской области. Особенно, когда в динамике зазвучали оригинальные названия остановок и счёт железнодорожных километров (Мурманские ворота, Шоткуса, Янега, 259 км (Тениконда), Яндеба, 274 км). Прибытие на железнодорожную станцию Подпорожье в 23:43 и далее два варианта: автобусом № 6 до центра города, либо 8 километров пешком.
Приятно порадовал уютный, современный вокзал. В свете налобных фонарей перешли на автобусную остановку, дождались “подкидыша” (автобус № 6) и с комфортом доехали до центра города. Тут важным пунктом программы стало размещение. Нужно остановиться так, чтобы попасть на самый ранний автобус до Винниц, который отправляется с автовокзала в 7 утра. Выбрали самый простой и естественный вариант. На берегу Свири в укромном месте, которое отыскали в ночи, поставили палатки и передохнули до утра. Подпорожье — город, в котором проживает 16 тысяч жителей. Его название связано с порогами на реке. Свирь — важная водная транспортная артерия, которая соединяет Онежское озеро (второе по площади озеро региона, 7 920 кв. км) с Ладожским озером (первым по площади озером региона, 17 870 кв. км). Причём Ладожское и Онежское озёра являются самыми большими в Европе.
На скорую руку позавтракали и быстрым шагом на доброску. По ходу отмечаем ухоженность Подпорожья, ведь это районный центр Ленинградской области. Ровный асфальт, мощёные плиткой тротуары, отсутствие мусора. Ухоженная центральная площадь, где расположен традиционный памятник В.И. Ленину. Всё аккуратно. В общем, благоприятное впечатление.
Пришли на современный уютный автовокзал. Ждём автобус. Вдруг узнаём неприятную новость, что транспорт сломан и рейса до Винницы не будет. А если будет, то нескоро. Доверяй, но проверяй. С помощью Интернета смотрим расписание. Такого автобуса нет. Что делать? А до Винницы ещё 85 километров. Там пересадка на автобус, который доезжает до Немжи. На местном автобусе 11 километров, а затем по грунтовой дороге ещё 38 км до Гапсельги. В общем, план “трещит по швам”. Печаль!
Тут местный житель рассказал, что автостоп в Подпорожье хороший. Только вот через весь город идти не обязательно, а к трассе лучше всего подобраться на автобусе № 6. Смотрим друг на друга. Нас трое. Все слабовидящие! Рюкзаки большущие. Не очень-то мы похожи на автостопщиков. Мы просто туристы и всё. Делать нечего. Походили по окрестностям, вышли на обходную дорогу. Что-то по ней автомобили редко ездят. Почитали карту. Навигатором перешерстили. Ладно! Как говорится «попытка — не пытка». Бредём до автобусной остановки. Дожидаемся автобуса и едем до конечной остановки с красноречивым названием Варбеги, означающее кустарник. Отсюда к трассе номер А215.
Стоим на трассе. Никого. Тормознули машину «Почта России», но они передумали. Зато через пять минут тормознули автомобиль ДПС. Сотрудники удивились тому, что такие туристы делают на шоссе. Поговорили и убыли по своим делам. Вроде дорога районного значения, а машины в сторону Винницы раз в десять минут едут. «Так мы далеко не уедем», — подумали мы. Тоска. Начали тормозить по очереди. Кому повезёт? С кем удача? Автомобилисты видят такое трио с рюкзаками и даже не притормаживают. Тешит только то, что у нас активная жизненная позиция. Ведь если пойдёт автобус, то мы его встретим на остановке. Через час вдруг останавливается молодой человек, который согласился подвезти нас по дороге до деревни Шеменичи, 20 километров. Быстро грузим два рюкзака в пустой, к счастью, багажник, один на колени. Втроём помещаемся в салоне автомобиля. Дорога как в Карелии — то вверх, то вниз, то поворот. Асфальт хороший, тряски нет. Как говорится, «лёд тронулся»! Вышли из машины, поблагодарив водителя за помощь. Тут же останавливается следующий джип. Погрузка по той же схеме. В процессе узнаём много дополнительной информации, даже контактный телефон руководителя заповедника «Вепсский лес». Всё это удаётся благодаря тому, что по дороге мы рассказываем про свой проект «Северо-Западный венец России» и почему нас так заинтересовал Подпорожский район в целом и Винницы в частности. Добрались уже до отворота с трассы. По сути, здесь находится ключевая развязка нашего проекта. Если проследовать прямо по дороге до села Ошта, в 30 километрах от того населённого пункта и находится высшая точка Вологодской области — Мальгора (Вытегорский район) высотой 304 м над уровнем моря.
До Ошты из Санкт-Петербурга ходит автобус, а дальше начинается пешеходный участок по грунтовой дороге. Мы же здесь в режиме ожидания. Тут из-за поворота появляется машина и притормаживает. Вот оно — счастье! Чудо! Водитель едет прямо до Винницы и соглашается нас подбросить. За разговорами и время бежит. Вот мы и на очередном промежуточном этапе. Красивая деревня Винницы. Храм деревянный, высокий берег реки. Домики в ряд. Река Оять. Она впадает в Свирь. Как известно, только Нева вытекает из Ладожского озера. А такие реки как Свирь, Сясь и Паша впадают в него. А Свирь — единственная река, которая вытекает из Онежского озера. Село Винницы — это древнее поселение. Как рассказал нам местный житель, от Винницы все деревни располагаются на равном расстоянии на расстоянии примерно 10 километров.
Нам до Немжи 11 километров. Утренний стыковочный автобус давно ушёл. Поэтому дорогу осилит идущий. Только прошли 100 метров. Чу?! Автомобиль. Поднимаем руку. Тормозит. До Немжи? Возьмёте? Хорошо! За рулём представитель вепсской общины. Снова приятно удивлены тем, что их удалённое и уединённое место привлекло наше внимание. Какая интересная идея для познания родного региона. Только разговорились, а уже выходить пора. Так, теперь самый ходовой участок — пешком до Гапсельги 25 километров.
Некоторое время назад, разрабатывая этот маршрут, в сети Интернет я нашёл видео, в которых дороги выглядели труднопроходимыми. Широкая грязевая колея, наполненная водой по колено. Идти по ней очень тяжело, лучше в резиновых сапогах. Однако мы были приятно поражены качеством грунтовых дорог в данной местности. Пример для всего региона, какими должны быть дороги! Колейности нет. Луж нет. Песок плотно укатан. По краям глубокая и широкая канава для стока вод. Кусты по краям дороги срезаны. Всё хорошо просматривается. Установлены километровые столбы, дорожные знаки. Красота!
Конец сентября в этом году изумительно тёплый. В футболке ходишь, и комфортно. Комаров и слепней нет. А виды здесь какие! Просто сказка! Дорога затягивает, ближе к Гапсельге чувствуется преобладание подъёмов над спусками. С одной горочки видно другую. Дорога не прямая, с поворотом. Вдали чётко возвышается голубой купол неба. Хотя и осень, а листва на деревьях зелёная. Только местами на солнце ощущается, что и жёлтый цвет кое-где начинает окрашивать ветви.
По своему рейтингу доступности отношу этот маршрут на второе место после Большой Валдайской тропы, ведущей к высшей точке Новгородской области — горе Рыжохе. Здесь есть оборудованные стоянки и, как рассказал нам местный житель, имеется домик на озере, которое находится рядом с маршрутом. Так как пешеходная часть началась в 13 часов дня, то решили этот день (Международного туризма) провести в хорошем месте, а штурм горы оставить на следующий день. Тем более что белые ночи уже давно закончились, и темнеет после восьми вечера. Заранее используя карту со спутников, отыскали предполагаемое место стоянки. Тем более, что здесь ключевая развилка. Если пойти налево от развилки, то через 30 километров – Мальгора, высшая точка Вологодской области, а направо в двух километрах есть отличное место для стоянки на озере. Дальше, ещё в пяти километрах находится Гапсельга.
Свернув с основой дороги, уже через несколько сотен метров оказываемся как на перешейке двух озёр, по которому проходит дорога. Здесь чудесное лесное озеро, находящееся как в котловине. Живописный берег озера в сосновом лесу прямо располагает, чтобы сбросить рюкзак и заночевать, тем более что и столик, и скамейки давно ждут усталых путников. Везде чистота. Прямо награда после непростого дня. Костёр. Есть дрова и мусорный бак.
Вскоре стемнело. Над озером вышла полная луна. Тепло. В палатках Red Fox уютно! Ночью по тенту постучал маленький дождик, который только усилил сладость сна на свежем воздухе. Утром мимо ехали грибники, поговорили с ними о погоде, природе – в общем, обо всём понемногу. А также о нашем туристическом снаряжении и экипировке Red Fox, а потом выяснилось, что эта встреча была судьбоносной для нашего путешествия.
Световой день стал короче, поэтому, чем быстрее выйдешь на тропу, тем больше шансов всё успеть. Хоп-хоп, быстро собрались. Для того чтобы облегчить путь, прячем на развилке экспедиционные рюкзаки, а ценные вещи, документы, перекус и воду перекладываем в штурмовые и берём их с собой. Туда и обратно – 10 километров. И снова красивые виды и лесные дали. В один из моментов почувствовали, что перед нами массив, который явно возвышается над местностью. Здесь, наверное, и есть Гапсельга. Чу! Шум мотора! Машина! Испытаем удачу? Голосуем на дороге. Останавливается местный ягодник. Хоть пару километров, а силы экономим. Сейчас как раз самый ягодный и грибной сезон. С утра народ едет в лес, а после обеда обратно. По ходу узнаём, что дороги здесь, оказывается, построили финны, когда взяли лес у нас под спил, поэтому и качество европейское.
Вот и Гапсельга! С вепсского на русский название горы переводится как «ястребиный хребет», а по другой версии «осиновый хребет». Мосточек и табличка указывают на начало маркированной экотропы. Есть такое описание: «Важная информация. Идти до вершины 1600 метров, тропа средней сложности (коряги, болота, уклоны). На вершине ловит сотовая связь, только Мегафон». Для посетителей есть туалет типа домик. По сути, высшая точка Ленинградской области – холм в лесу, на вершине которого находится стоянка, журнал посещения, арт-объекты в виде деревянных скульптур маленького медвежонка и дедушки лесовика. Сама вершина обозначена деревянным столбиком, на котором можно даже постоять. Для незрячих этот участок маршрута доступен в сопровождении волонтёра. Особых трудностей в преодолении нет. Когда мы поднялись, оставили запись о посещении в журнале, сфотографировались на память, постояли на вершине и получили полное моральное удовлетворение от того, что нам таки удалось добраться до этого уединённого места.
Обратно возвращались по той же дороге счастливые и довольные. Налегке всё-таки больше внимания уделяешь природным красотам. Надежда на подброску тоже была. Прошли уже больше десяти километров, и нашлись добрые люди, которые подвезли нас до Немжи. А затем встретили старого знакомого грибника, с которым общались накануне. Наши надежды росли, с такой удачей и до Подпорожья доедем. Но простояли на трассе два часа, никто не тормозил. Автостоп не случился. Автобус ожидался только завтра утром. Решили идти обратно, отыскать остановку, от которой отправится утренний автобус.
Солнце уж садится. Светит так ярко, что жмуриться приходится. Чу! Машина какая-то шумит. Олеся просто подняла руку, и джип остановился. Оказалось, что это девушка, которая утром ехала за грибами, признала нас по экипировке Red Fox и остановилась. Итак, в тот же день мы оказались в Подпорожье. До железнодорожной станции доехали уже на местном автобусе. Появилось два варианта как доехать до Петербурга: либо Ласточкой вечером, либо на ранней прямой электричке. Решили поехать с утра. Хотели подольше побыть вне города, нашли место на берегу Свири, приготовили на костре вкусный праздничный ужин. Заночевали в палатках. К утру появился туман, и я впервые в жизни в свете налобного фонаря рассмотрел, что он состоит из капелек воды. Это очень красиво, кожей ощущается естественная влага воздуха. Всё скрыто белой пеленой. Тишина. Всё замерло вокруг. Будто это такая театральная подготовка к следующему дню.
Электричка утром пришла по расписанию. Повезло, что поезд останавливался на тех станциях, которые нам нужны. Это просто спецзаказ какой-то! Ладожский вокзал и Пискарёвка.
Путешествие оставило самое приятное впечатление. А команда турклуба «Масштаб плюс» строит планы, чтобы снова посетить вепсский лес и отыскать высшую точку Вологодской области…».
В фирменных магазинах Red Fox и Планета Спорт продавцы-консультанты всегда помогут вам с профессиональным выбором экипировки для путешествий. Приходите в магазины в вашем городе или заказывайте одежду онлайн. Доставка осуществляется по всей России, Казахстану и Беларуси.
Поделитесь этой статьёй в социальных сетях. Если она вам понравилась, вероятно, вашим друзьям понравится тоже.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Загрузка
Планета спорт - спортивный интернет магазин Контакты:
Адрес: Тельмана д.38 кв.41 187032 Ленинградская область, Тосненский район,
Телефон:8 800 775 75 94